Организация занятий

Любые обучающие занятия требуют от ребенка определенных усилий, ограничения двигательной активности, сохранения позы, сосредоточения внимания. В группах младшего и среднего дошкольного возраста нашей основной целью является организовать образовательную деятельность дошкольников таким образом, чтобы они в ходе совместной деятельности с педагогом не догадались, что его чему-то хотят научить.

Продолжительность непосредственно образовательной деятельности и количество определяются возрастом ребенка, его темпераментом и возможностью усваивать материал. Совместная обучающая деятельность с детьми-дошкольниками в основном  носит игровой характер. В игровой форме ребенок легче усваивает те или иные знания. Продолжительность занятий в более раннем возрасте не должна превышать 8-10 минут, а в старшем - 25-35 минут. Как правило, к старшему дошкольному возрасту у детей более развиты усидчивость и способность к сосредоточенной умственной работе.

Принципы продуктивности умственного труда, сформулированные выдающимся российским физиологом Н.Е. Введенским, вполне применимы для организации обучающих занятий с детьми-дошкольниками.

Назовем эти принципы:

  • постепенность вхождения в работу - от более легкой к более сложной;
  • чередование различных видов деятельности и своевременное переключение c одного вида труда на другой;
  • организация отдыха, микропауз, предупреждающих развитие утомления;
  • четкая регламентация деятельности в соответствии с физиологическими возможностями работающего;
  • создание благоприятных гигиенических условий.

При этом следует помнить, что маленькие дети не могут длительное время заниматься однообразной деятельностью, находиться в одной и той же позе, сохранять сосредоточенность. Вы, наверное, замечали, как ваш малыш через какое-то время "отключается" от умственной деятельности. Это "отключение" свидетельствует о том, что данный вид работы, которую вы заставляли выполнять ребенка, не соответствует его физиологическим возможностям, и детский организм начинает защищать себя от переутомления.

Работоспособность ребенка в течение недели и даже дня различна: наиболее высокий уровень отмечен во вторник, среду и четверг. В течение одного дня первый подъем работоспособности приходится на период от 9 до 11 часов, второй, более кратковременный, происходит между 16 и 17 часами. Зная это, легко спланировать время занятий в режиме дня. Надо отметить, что работоспособность меняется и на протяжении одного занятия: в самом начале малыш еще мало активен, затем постепенно его внимание становится более сосредоточенным. Поэтому 4-7 минут в начале занятия мы отводим более легкому для усвоения материалу, а затем переходим к более сложному, когда ребенок сосредоточится и включится в работу. Наиболее трудный материал стараемся давать на 7-9-й минуте занятия.

Маленький ребенок не может долго сидеть на одном месте, поэтому мы устройте ему физкультминутку, предлагаем упражнения для кистей рук, чтобы снять напряжение.

Расписание занятий по группам здесь.